О фирме

О фирме

«Научно-производственное предприятие «КОР» основано в 1992 году, как АОЗТ «КОР», в 2003 преобразовано в ЗАО «НПП «КОР», в 2017 преобразовано в ООО «НПП «КОР».

 Основатель фирмы Павленко Олег Григорьевич сохранил научно-производственное направление той деятельности, которой он занимался до 1992г. в крупнейшем в стране по пьезоэлектрическим преобразователям научно-производственном объединении «Фонон» (Министерство электронной промышленности) в должности руководителя ультразвукового направления с правами заместителя главного инженера объединения.

И основным направлением деятельности предприятия «КОР» с 1993 года стали разработка и производство ультразвукового оборудования для очистки фильтров и других деталей авиационной техники - военной и гражданской.

Павленко О.Г. - кандидат физико-математических наук, автор более 70 научных работ и изобретений, как по фундаментальным теоретическим вопросам, так и по прикладным разработкам.

Еще будучи аспирантом Академии наук, он вскрыл неполноту теории ультразвуковых магнитострикционных преобразователей, принадлежащей американскому профессору Пирсу, считавшуюся классической. Он усовершенствовал эту теорию и разработал метод расчетов как для магнитострикционных, так и для пьезоэлектрических преобразователей, который оказался вдвое - втрое проще, нежели аналогичный метод ведущего американского физика-теоретика Олда В.

Наиболее важным результатом практического использования развитого теоретического метода явилось применение его в конце 70-х годов в задаче расчета некоторых важных радиолокационных узлов в оборонной промышленности с получением рекордных параметров (начальная стадия этой разработки опубликована в журнале "Радиотехника и электроника" №11, 1977 г.)

До 1992 г. Павленко О.Г. был руководителем ультразвукового направления с правами заместителя главного инженера в крупнейшем в стране по пьезоэлектрическим преобразователям объединении «Фонон» (Министерство электронной промышленности).

Во время работы в НПО «Фонон» сфера и интересов, и производственных обязанностей Павленко О.Г. были разработка оборудования и технологий с использованием как пьезоэлектрических, так и магнитострикционных преобразователей.

В 1992 г. в связи с экономическими преобразованиями в стране Павленко О.Г. основывает фирму АОЗТ «КОР» с производственной базой в одном из крупных авиационно-космических предприятий «АВЭКС» («Авиационная электроника и коммуникационные системы»).

И почти сразу наталкивается на этой фирме на проблему очистки авиационных фильтров – важную обязательную периодическую операцию, связанную с обеспечением безопасности полетов ЛА.

Опыт и теоретических, и прикладных работ в области ультразвука неожиданно заставил Павленко О.Г. прореагировать на обнаруженный им тот факт, что в течение 40 лет как в военной, так и в гражданской авиации для очистки авиафильтров использовались только магнитострикционные преобразователи.

И он сразу же увидел, что замена магнитострикционных преобразователей (классическую теорию которых он усовершенствовал еще в аспирантские годы) на пьезоэлектрические приведет к очень важным техническим, эксплуатационным и финансово-коммерческим последствиям в практике авиации. Ускоряющим фактором явилось то, что внедрение в авиацию пьезоэлектрических установок для очистки авиафильтров Павленко О.Г. начал, написав Заявление-Декларацию о своей персональной исключительной ответственности за использование в авиации ультразвуковых установок пьезоэлектрического типа для очистки авиафильтров (на имя зам. министра гражданской авиации).

И к 1993-1995 г. АОЗТ «КОР» явилось первым предприятием России, которое разработало и внедрило новое поколение ультразвуковых установок (использующие пьезоэлектрические преобразователи) для очистки авиационных фильтров и для гражданской, и для военной авиации.

Как отмечают некоторые специалисты, это явилось одной из революционных прорывных разработок в области авиации (см. также наши статьи в международных авиационно-космических журналах «Авиапанорама»: 1) за сентябрь-октябрь 2000г. и 2) за май-июнь 2001г).

В чем суть нашего изобретения?

Изложим, в чем суть нашего изобретения, в чем новизна рассматриваемой здесь нашей авиационной разработки.

1) Рассматриваемая здесь проблема очистки авиационных фильтров самолетов и вертолетов - и военной, и гражданской авиации - является обязательной периодической технологической процедурой, связанной с обеспечением нормальной работы всех жидкостных систем ЛА (летательных аппаратов - самолетов и вертолетов) - гидравлической, топливной, масляной, - а, значит, и непосредственно с обеспечением безопасности полетов ЛА.

Поскольку в течение десятилетий очистка авиафильтров производится с помощью ультразвукового оборудования, то правильный выбор такого оборудования, ультразвуковых установок является первостепенным вопросом в данной проблеме.

2) Существует 2 типа ультразвуковых установок: магнитного (магнитострикционного) типа и электрического (пьезоэлектрического) типа.

В течение 40 лет (!!!!!) до нас в авиации - и военной, и гражданской - применялись установки только магнитного (магнитострикционного) типа.

Почему? Потому что они в десятки и сотни раз более мощные (по потребляемой электроэнергии) - и психологически казалось, что использование именно этого типа установок создаст максимально хорошие условия для гарантированной очистки авиафильтров.

Но у магнитострикционных установок есть свои недостатки: они обладают избыточно крупными габаритами, огромным весом, избыточно большим энергопотреблением, малым коэффициентом полезного действия и др. И потому при создании современной мобильной армии использование этих установок было бы анахронизмом.

3) И вот в 1993 г. нами было сделано очень важное изобретение:

в результате теоретических расчетов (с помощью разработанного нами нового эффективного метода расчета) мы пришли к открытию, согласно которому гарантированную очистку авиафильтров можно осуществить и с помощью второго, пьезоэлектрического, типа установок - с поразительно меньшими весом (5-15 кг), габаритами (~30 см) и энергопотреблением (0,5 кВт) - по сравнению с весом (600-800 кг), габаритами (1,5-2 м) и энергопотреблением (5-15 кВт) у традиционных магнитострикционных установок.

Это открытие явилось действительно прорывным: впервые в авиацию - военную и гражданскую - была предложена новая технология с использованием миниатюрного оборудования (мы приведем ниже один из отзывов, - в частности отзыв крупного специалиста по ультразвуковой технике).

Взрывная неожиданность такого теоретического предсказания состояла в том, что для реализации этого открытия в первом приближении (!) ничего нового не нужно было производить (и это-то в завальные 1993-1994 годы): такие пьезоэлектрические установки тысячами штук в течение 45 лет выпускались и у нас в стране, и за рубежом для очистки деталей, но никто не думал (и в этом был громадный просчет предшествующих нам авиационных специалистов!), что их можно использовать для очистки авиафильтров.

Возникли вопросы: как же так? Почему это известное, существовавшее почти 50 лет оборудование, - казалось бы, валявшееся под ногами, столь долго не было введено в авиационную практику? И вдруг проверка на основании теоретических расчетов какого-то теоретика действительно выявила такой новый громадный пласт, резерв почти готового оборудования!

Это казалось невероятным (кстати, и до сих пор находятся новые псевдо-изобретатели, которые задают вопрос: «А кто ж этого не знает?») Ведь это были годы (1950-1992 гг.) расцвета отечественной авиации, когда было много известных и выдающихся ученых - и академиков, и докторов наук, и лауреатов Ленинских и Государственных премий, сотен профессоров - завкафедрами десятков авиационных и авиационно-технологических институтов, академий - военных и гражданских, - специалистов конструкторских бюро и заводских лабораторий, множество квалифицированнейших специалистов в Министерствах и штабах авиационного профиля.

В качестве объяснения этого феномена и иллюстрации нашего приоритета приведем отрывок из Экспертного заключения одного из ведущих ультразвуковиков страны:

«... представляется необходимым еще раз высказаться об авторстве данного направления и о Свидетельстве о полезной модели №3704 1996 г. автора Павленко О.Г ...До этого в течение 35 лет - и гражданской и военной авиации, согласно известной в авиации Инструкции №63 применялись ультразвуковые ванны только магнитострикционного типа. Для этого было много оснований: во-первых - магнитострикционные установки более мощные, во-вторых - менее пожаро-взрывоопасные, ибо в них используется гораздо меньшее напряжение на магнитострикционных излучателях, приводящие к меньшей вероятности возникновения опасных высоковольтных разрядов в парах моющих жидкостей (которыми могут быть и гидравлическое масло и керосин).

Поэтому предложение О.Г. Павленко внедрить в авиацию для очистки авиафильтров ультразвуковых установок пьезоэлектрического типа было и неожиданным (ибо такие установки были широко известны в течение 50 лет и у нас в стране и за рубежом) и опасным.

Такое указанное О.Г. Павленко новое назначение пьезоэлектрических установок как раз и удовлетворяет основному признаку изобретения и патентному законодательству, в соответствии с которыми изобретение - это использование известного устройства по новому назначению. О.Г. Павленко первым сделал это изобретение, причем не просто на умозрительном, виртуальном уровне, а лишь после проведения подконтрольной эксплуатации в крупнейшем аэропорту страны - Шереметьево, он подал заявку на патент.

Отметим, что авиационный Сертификационный Центр авиаГСМ, хотя и составил положительное заключение, но оговорил выдачу его с тем условием, что О.Г. Павленко сам должен взять перед авиацией ответственность за внедрение этого изобретения. И О.Г. Павленко еще в 1996 г. подписал на имя зам. министра гражданской авиации в 4-х экземплярах Заявление-Декларацию о своей персональной исключительной ответственности за безопасность использования своего изобретения в авиации.

Эти факты совершенно ясно показывают авторство рассматриваемой разработки и ее четко персонифицированный характер.

Удивительно, что несмотря на то, что положительное решение на выдачу патента было выдано О.Г. Павленко в мае 1996 г. - этот факт и наличие такого документа почему-то не были отмечены в заключении указанного Сертификационного Центра в октябре 1996 г., что, похоже, и послужило в дальнейшем основанием для чужих притязаний на авторство данного направления.

Еще один момент. Изобретение изобретению - рознь. В каком-то изобретении патентуются несущественные частные признаки. Рассматриваемый патент О.Г. Павленко привел к возникновению в авиации выдающихся эксплуатационных преимуществ: оказалось, что вместо использовавшихся в течение 35 лет громоздких 2-х метровых и 600-800 килограммовых магнитострикционных установок, питавшихся от специальных силовых щитов мощностью 10-20 кВт, в авиацию вошли портативные малогабаритные установки - вплоть до «ультразвуковой аптечки» для очистки авиафильтров на борту каждого самолета.

Это был революционный прорыв в практике авиации. Поэтому необходимо признать, что О.Г. Павленко своим изобретением ввел в авиацию крупное техническое достижение».

Первую проверку нашего теоретического открытия мы провели в феврале 1994 г. во время первого специального межведомственного совещания, организованного группой Нефедкина А.Л. (бывшего начальника отдела правительственной Военно-промышленной комиссии) в Авиационно-техническом Центре аэропорта Шереметьево, представив наш первый промышленный образец в виде пьезоэлектрической установки УЗУ-2-КОР.

В первых же экспериментах была вскрыта эффективность очистки с помощью этой установки даже самых трудноочищаемых в авиации 5-ти микронных гидравлических авиафильтров самолетов ТУ-154.

Для иллюстрации преимуществ созданного нами оборудования приведем сопоставление параметров оборудования для очистки 5-ти микронных фильтропакетов - оборудования ВНИИ ТВЧ, специально разработавшего ультразвуковой агрегат УЗА-10-1.6, - с параметрами нашей установки УЗУ-2-КОР-М :

 

 

Вес

Габариты

Энерго-потребление

 

   УЗА-10-1.6

  (ВНИИ ТВЧ)

 

820 кг.

~ 2 м

10 кВт от 380 В

    УЗУ-2-КОР-М  (НПП «КОР»)

15 кг.

~ 30 см

0,6 кВт от 220В

 или от бортового напряжения  + 27В

 

 

 

Почему наши установки являются наилучшими?

В процессе работ по очистке авиафильтров выяснилось, что использование традиционных пьезоэлектрических преобразователей легко решает указанную задачу лишь на 70-80%.

Но крупным результатом нашего предприятия явилось то, что мы в результате расчетов не только предсказали потенциальную перспективность пьезоэлектрического способа очистки авиафильтров, но и создали (сначала в установке УЗУ-2-КОР-М) такие нетрадиционные ультразвуковые пьезоэлектрические системы, в которых был реализован режим быстрой (3-10мин.), глубокой и, главное, гарантированной очистки любых даже сильнозасоренных фильтров.

Впервые в мировой практике производства ультразвуковых установок, когда каждая фирма рекламирует свою установку с указанием определенной частоты, мы разработали широкополосные установки, особенностью которых является то, что в них реализуется нелинейный режим кавитации с комбинационными частотами, - с гармониками и субгармониками.

Такое оборудование нами создано на основе принципиально новых решений - как схемотехнических, так и конструктивных.

Что касается новых схемотехнических решений, то в основу были взяты новые прорывные наработки второй половины 90-х годов в мировой электронике по импульсным источникам питания, в которых структура электронного генератора - не автоколебательного типа (каковыми были наши первые установки УЗУ-2-КОР), а с задающим генератором, что позволило ввести в работу приборов много полезных новых функций - плавного запуска, всевозможных защит по току, перенапряжению и перегреву, частотной модуляции, фазовой автоподстройки частоты и др. В результате как минимум на порядок возросла надежность работы наших установок.

 

Схемо-технические конструкторские решения, разработанные нами при создании установки УЗУ-2-КОР-М и аналогов которым нет, были перенесены и на производство более крупных установок УЗУ-2-КОР и УЗУ-2-КОР-У.

Из Академии наук нами был получен отзыв по поводу проведенных ими

«сравнительных испытаний эффективности работ ультразвуковых преобразователей мембранного типа, производимых ведущими компаниями России, Европы и США. Проведенная работа показала, что эффективность работы преобразователей, разработанных научно-производственным предприятием «КОР» и реализованных в установках «УЗУ-2-КОР-М» и «УЗУ-2-КОР» заметно выше, чем у зарубежных аналогов. Оборудование, производимое фирмой «КОР» может быть рекомендовано к широкому индустриальному применению как в Российской, так и в Европейской промышленности».

Почему наши установки являются наилучшими для очистки авиационных фильтров?

Для иллюстрации этого привeдем следующий пример:
в 1999 году на Внуковском авиаремонтном заводе №400 для очистки авиафильтров были проведены сопоставительные испытания различных ультразвуковых установок – широко известной УЗУ-4-1,6 (разработки ВНИИ ТВЧ, СПб), установки «Кристалл-15» (разработки ОКТБ «Кристалл», г.Йошкар-Ола) и установки СОФ-5 (разработки Темиркеева Р, НИТИ, г.Москва) (см. 1-ю стр. Отчета этого завода:

Объектом испытаний был выбран наиболее трудноочищаемый в авиации авиафильтр (фильтропакет) 8Д2.966.034-4, который часто считается тестовым: по качеству очистки этого фильтра можно судить о возможностях любой установки по очистке любых других авиафильтров.

Так вот, испытатели обнаружили потрясающий факт: использование установок ОКТБ «Кристалл» - даже с разбором авиафильтров – приводило к качественной очистке лишь в 20% случаев (!!!), то есть к 80%-му браку. (см. Таблицу №1)

Таблица №1


ф/элемента

Время заполнения по ПКФ сек.

 

Норма

Оценка качества промывки

До промывки 
на УЗУ

После первой
промывки

После второй
промывки

9210601

29

30

42

25

не удовлетворит.

9010298

34

40

-

25

не удовлетворит.

430193

98

26

-

25

удовлетворит.

8910273

49

25

-

25

удовлетворит.

830557

29

31

-

25

не удовлетворит.

8911068

70

71

83

25

не удовлетворит.

8820555

100

27

-

25

не удовлетворит.

8940663

96

66

68

25

не удовлетворит.

9010400

33

38

-

25

не удовлетворит.

9010234

38

45

55

25

не удовлетворит.

(Результаты проверки эффективности промывки 5-ти микронных фильтроэлементов 8Д2.966.034-4 на установке «Кристалл-15» ОКТБ «Кристалл» (г. Йошкар-Ола)

 

Для сравнения приведем данные по очистке таких же «тестовых» авиафильтров (причем, даже в неразборном состоянии) на нашей установке УЗУ-2-КОР-М (см. Таблицу №2):

Таблица №2

 


ф/элемента

Время заполнения по ПКФ сек.

 

Оценка качества промывки

До промывки 
на УЗУ

После 
промывки

Норма

9230527

75

23

25

удовлетворит.

8941106

71

22

25

удовлетворит.

131345

66

20

25

удовлетворит.

7941200

49

15

25

удовлетворит.

9030014

51

24

25

удовлетворит.

8830451

53

23

25

удовлетворит.

9230390

67

24

25

удовлетворит.

8241045

34

21

25

удовлетворит.

891098

38

20

25

удовлетворит.

8810791

39

25

25

удовлетворит.

 

(Сводная таблица результатов очистки 5-микронных фильтроэлементов 8Д2.966.034-4 на установке УЗУ-2-КОР-М, полученных на технической базе аэродрома «Чкаловский» в в/ч 19712)

То есть, мы видим исключительно качественную очистку на наших установках.

Но это не единственное доказательство рекордности наших установок. Существенен и другой результат вышеуказанных испытаний на 400-м Внуковском авиаремзаводе: не имея под рукой наших установок, испытатели этого завода пришли к выводу, что наилучшей установкой для очистки 5-микронных (и всех остальных существующих) авиафильтров является установка СОФ-5:

«Только очистка на установке СОФ-5 (см. ниже Таблицу №3) позволяет получать качество очистки лучше, чем нормы Инструкции №63, то есть достигается первоначальное, как у нового (в состоянии поставки), время заполнения на ПКФ» (менее 25 секунд, см. Таблицу №3):

Таблица №3

 
ф/элемента

Время заполнения по ПКФ сек.

Оценка качества промывки

До промывки 
на УЗУ

После 
промывки

Норма

0212

37

14

25

удовлетворит.

9010981

29

9

25

удовлетворит.

9110001

49

16

25

удовлетворит.

2831120

27

15

25

удовлетворит.

0840563

33

25

25

удовлетворит.

Начальник ТБ «САМОЛЕТНЫЕ АГРЕГАТЫ» В.С. Тараканов
(Результаты проверки эффективности промывки 5-микронных фильтроэлементов 8Д2.966.034-4 на установке СОФ-5, установленной в ЖАДБ «Жуковский»)

Но, сравнивая тактико-технические характеристики наших установок с ТТХ установок СОФ-5, мы видим, что такие же рекордные результаты получаются и на наших установках УЗУ-2-КОР-М (и на любых других более крупных наших установках УЗУ-2-КОР и УЗУ-2-КОР-У на их основе), а именно: эффективность и время заполнения на ПКФ (менее 25 секунд!), получаются и на наших установках УЗУ-2-КОР-М (см. вышеприведенную Таблицу №2), как и на установке СОФ-5.
Но (!):

- установки СОФ-5 – это магнитострикционные установки, а УЗУ-2-КОР-М – пьезоэлектрические, изготавливать которые намного проще;
- вес СОФ-5 равен 330 кг, а вес УЗУ-2-КОР-М – 15 кг;
- энергопотребление СОФ-5 порядка 5 кВт; а энергопотребление УЗУ-2-КОР-М, - 1 кВт;
- стоимость СОФ-5 - порядка 6 миллионов рублей, а стоимость УЗУ-2-КОР-М на порядок ниже!!!
- установок СОФ-5 изготовлено за все годы 2-3 штуки, а за один месяц мы можем изготавливать более 10 установок УЗУ-2-КОР-М