«Научно-производственное предприятие «КОР» основано в 1992 году, как АОЗТ «КОР», в 2003 преобразовано в ЗАО «НПП «КОР», в 2017 преобразовано в ООО «НПП «КОР».
Основатель фирмы Павленко Олег Григорьевич сохранил научно-производственное направление той деятельности, которой он занимался до 1992г. в крупнейшем в стране по пьезоэлектрическим преобразователям научно-производственном объединении «Фонон» (Министерство электронной промышленности) в должности руководителя ультразвукового направления с правами заместителя главного инженера объединения.
И основным направлением деятельности предприятия «КОР» с 1993 года стали разработка и производство ультразвукового оборудования для очистки фильтров и других деталей авиационной техники - военной и гражданской.
Павленко О.Г. - кандидат физико-математических наук, автор более 70 научных работ и изобретений, как по фундаментальным теоретическим вопросам, так и по прикладным разработкам.
Еще будучи аспирантом Академии наук, он вскрыл неполноту теории ультразвуковых магнитострикционных преобразователей, принадлежащей американскому профессору Пирсу, считавшуюся классической. Он усовершенствовал эту теорию и разработал метод расчетов как для магнитострикционных, так и для пьезоэлектрических преобразователей, который оказался вдвое - втрое проще, нежели аналогичный метод ведущего американского физика-теоретика Олда В.
Наиболее важным результатом практического использования развитого теоретического метода явилось применение его в конце 70-х годов в задаче расчета некоторых важных радиолокационных узлов в оборонной промышленности с получением рекордных параметров (начальная стадия этой разработки опубликована в журнале "Радиотехника и электроника" №11, 1977 г.)
До 1992 г. Павленко О.Г. был руководителем ультразвукового направления с правами заместителя главного инженера в крупнейшем в стране по пьезоэлектрическим преобразователям объединении «Фонон» (Министерство электронной промышленности).
Во время работы в НПО «Фонон» сфера и интересов, и производственных обязанностей Павленко О.Г. были разработка оборудования и технологий с использованием как пьезоэлектрических, так и магнитострикционных преобразователей.
В 1992 г. в связи с экономическими преобразованиями в стране Павленко О.Г. основывает фирму АОЗТ «КОР» с производственной базой в одном из крупных авиационно-космических предприятий «АВЭКС» («Авиационная электроника и коммуникационные системы»).
И почти сразу наталкивается на этой фирме на проблему очистки авиационных фильтров – важную обязательную периодическую операцию, связанную с обеспечением безопасности полетов ЛА.
Опыт и теоретических, и прикладных работ в области ультразвука неожиданно заставил Павленко О.Г. прореагировать на обнаруженный им тот факт, что в течение 40 лет как в военной, так и в гражданской авиации для очистки авиафильтров использовались только магнитострикционные преобразователи.
И он сразу же увидел, что замена магнитострикционных преобразователей (классическую теорию которых он усовершенствовал еще в аспирантские годы) на пьезоэлектрические приведет к очень важным техническим, эксплуатационным и финансово-коммерческим последствиям в практике авиации. Ускоряющим фактором явилось то, что внедрение в авиацию пьезоэлектрических установок для очистки авиафильтров Павленко О.Г. начал, написав Заявление-Декларацию о своей персональной исключительной ответственности за использование в авиации ультразвуковых установок пьезоэлектрического типа для очистки авиафильтров (на имя зам. министра гражданской авиации).
И к 1993-1995 г. АОЗТ «КОР» явилось первым предприятием России, которое разработало и внедрило новое поколение ультразвуковых установок (использующие пьезоэлектрические преобразователи) для очистки авиационных фильтров и для гражданской, и для военной авиации.
Как отмечают некоторые специалисты, это явилось одной из революционных прорывных разработок в области авиации (см. также наши статьи в международных авиационно-космических журналах «Авиапанорама»: 1) за сентябрь-октябрь 2000г. и 2) за май-июнь 2001г).
В чем суть нашего изобретения?
Изложим, в чем суть нашего изобретения, в чем новизна рассматриваемой здесь нашей авиационной разработки.
1) Рассматриваемая здесь проблема очистки авиационных фильтров самолетов и вертолетов - и военной, и гражданской авиации - является обязательной периодической технологической процедурой, связанной с обеспечением нормальной работы всех жидкостных систем ЛА (летательных аппаратов - самолетов и вертолетов) - гидравлической, топливной, масляной, - а, значит, и непосредственно с обеспечением безопасности полетов ЛА.
Поскольку в течение десятилетий очистка авиафильтров производится с помощью ультразвукового оборудования, то правильный выбор такого оборудования, ультразвуковых установок является первостепенным вопросом в данной проблеме.
2) Существует 2 типа ультразвуковых установок: магнитного (магнитострикционного) типа и электрического (пьезоэлектрического) типа.
В течение 40 лет (!!!!!) до нас в авиации - и военной, и гражданской - применялись установки только магнитного (магнитострикционного) типа.
Почему? Потому что они в десятки и сотни раз более мощные (по потребляемой электроэнергии) - и психологически казалось, что использование именно этого типа установок создаст максимально хорошие условия для гарантированной очистки авиафильтров.
Но у магнитострикционных установок есть свои недостатки: они обладают избыточно крупными габаритами, огромным весом, избыточно большим энергопотреблением, малым коэффициентом полезного действия и др. И потому при создании современной мобильной армии использование этих установок было бы анахронизмом.
3) И вот в 1993 г. нами было сделано очень важное изобретение:
в результате теоретических расчетов (с помощью разработанного нами нового эффективного метода расчета) мы пришли к открытию, согласно которому гарантированную очистку авиафильтров можно осуществить и с помощью второго, пьезоэлектрического, типа установок - с поразительно меньшими весом (5-15 кг), габаритами (~30 см) и энергопотреблением (0,5 кВт) - по сравнению с весом (600-800 кг), габаритами (1,5-2 м) и энергопотреблением (5-15 кВт) у традиционных магнитострикционных установок.
Это открытие явилось действительно прорывным: впервые в авиацию - военную и гражданскую - была предложена новая технология с использованием миниатюрного оборудования (мы приведем ниже один из отзывов, - в частности отзыв крупного специалиста по ультразвуковой технике).
Взрывная неожиданность такого теоретического предсказания состояла в том, что для реализации этого открытия в первом приближении (!) ничего нового не нужно было производить (и это-то в завальные 1993-1994 годы): такие пьезоэлектрические установки тысячами штук в течение 45 лет выпускались и у нас в стране, и за рубежом для очистки деталей, но никто не думал (и в этом был громадный просчет предшествующих нам авиационных специалистов!), что их можно использовать для очистки авиафильтров.
Возникли вопросы: как же так? Почему это известное, существовавшее почти 50 лет оборудование, - казалось бы, валявшееся под ногами, столь долго не было введено в авиационную практику? И вдруг проверка на основании теоретических расчетов какого-то теоретика действительно выявила такой новый громадный пласт, резерв почти готового оборудования!
Это казалось невероятным (кстати, и до сих пор находятся новые псевдо-изобретатели, которые задают вопрос: «А кто ж этого не знает?») Ведь это были годы (1950-1992 гг.) расцвета отечественной авиации, когда было много известных и выдающихся ученых - и академиков, и докторов наук, и лауреатов Ленинских и Государственных премий, сотен профессоров - завкафедрами десятков авиационных и авиационно-технологических институтов, академий - военных и гражданских, - специалистов конструкторских бюро и заводских лабораторий, множество квалифицированнейших специалистов в Министерствах и штабах авиационного профиля.
В качестве объяснения этого феномена и иллюстрации нашего приоритета приведем отрывок из Экспертного заключения одного из ведущих ультразвуковиков страны:
«... представляется необходимым еще раз высказаться об авторстве данного направления и о Свидетельстве о полезной модели №3704 1996 г. автора Павленко О.Г ...До этого в течение 35 лет - и гражданской и военной авиации, согласно известной в авиации Инструкции №63 применялись ультразвуковые ванны только магнитострикционного типа. Для этого было много оснований: во-первых - магнитострикционные установки более мощные, во-вторых - менее пожаро-взрывоопасные, ибо в них используется гораздо меньшее напряжение на магнитострикционных излучателях, приводящие к меньшей вероятности возникновения опасных высоковольтных разрядов в парах моющих жидкостей (которыми могут быть и гидравлическое масло и керосин).
Поэтому предложение О.Г. Павленко внедрить в авиацию для очистки авиафильтров ультразвуковых установок пьезоэлектрического типа было и неожиданным (ибо такие установки были широко известны в течение 50 лет и у нас в стране и за рубежом) и опасным.
Такое указанное О.Г. Павленко новое назначение пьезоэлектрических установок как раз и удовлетворяет основному признаку изобретения и патентному законодательству, в соответствии с которыми изобретение - это использование известного устройства по новому назначению. О.Г. Павленко первым сделал это изобретение, причем не просто на умозрительном, виртуальном уровне, а лишь после проведения подконтрольной эксплуатации в крупнейшем аэропорту страны - Шереметьево, он подал заявку на патент.
Отметим, что авиационный Сертификационный Центр авиаГСМ, хотя и составил положительное заключение, но оговорил выдачу его с тем условием, что О.Г. Павленко сам должен взять перед авиацией ответственность за внедрение этого изобретения. И О.Г. Павленко еще в 1996 г. подписал на имя зам. министра гражданской авиации в 4-х экземплярах Заявление-Декларацию о своей персональной исключительной ответственности за безопасность использования своего изобретения в авиации.
Эти факты совершенно ясно показывают авторство рассматриваемой разработки и ее четко персонифицированный характер.
Удивительно, что несмотря на то, что положительное решение на выдачу патента было выдано О.Г. Павленко в мае 1996 г. - этот факт и наличие такого документа почему-то не были отмечены в заключении указанного Сертификационного Центра в октябре 1996 г., что, похоже, и послужило в дальнейшем основанием для чужих притязаний на авторство данного направления.
Еще один момент. Изобретение изобретению - рознь. В каком-то изобретении патентуются несущественные частные признаки. Рассматриваемый патент О.Г. Павленко привел к возникновению в авиации выдающихся эксплуатационных преимуществ: оказалось, что вместо использовавшихся в течение 35 лет громоздких 2-х метровых и 600-800 килограммовых магнитострикционных установок, питавшихся от специальных силовых щитов мощностью 10-20 кВт, в авиацию вошли портативные малогабаритные установки - вплоть до «ультразвуковой аптечки» для очистки авиафильтров на борту каждого самолета.
Это был революционный прорыв в практике авиации. Поэтому необходимо признать, что О.Г. Павленко своим изобретением ввел в авиацию крупное техническое достижение».
Первую проверку нашего теоретического открытия мы провели в феврале 1994 г. во время первого специального межведомственного совещания, организованного группой Нефедкина А.Л. (бывшего начальника отдела правительственной Военно-промышленной комиссии) в Авиационно-техническом Центре аэропорта Шереметьево, представив наш первый промышленный образец в виде пьезоэлектрической установки УЗУ-2-КОР.
В первых же экспериментах была вскрыта эффективность очистки с помощью этой установки даже самых трудноочищаемых в авиации 5-ти микронных гидравлических авиафильтров самолетов ТУ-154.
Для иллюстрации преимуществ созданного нами оборудования приведем сопоставление параметров оборудования для очистки 5-ти микронных фильтропакетов - оборудования ВНИИ ТВЧ, специально разработавшего ультразвуковой агрегат УЗА-10-1.6, - с параметрами нашей установки УЗУ-2-КОР-М :
|
Вес |
Габариты |
Энерго-потребление |
УЗА-10-1.6 (ВНИИ ТВЧ)
|
820 кг. |
~ 2 м |
10 кВт от 380 В |
УЗУ-2-КОР-М (НПП «КОР») |
15 кг. |
~ 30 см |
0,6 кВт от 220В или от бортового напряжения + 27В |
Почему наши установки являются наилучшими?
В процессе работ по очистке авиафильтров выяснилось, что использование традиционных пьезоэлектрических преобразователей легко решает указанную задачу лишь на 70-80%.
Но крупным результатом нашего предприятия явилось то, что мы в результате расчетов не только предсказали потенциальную перспективность пьезоэлектрического способа очистки авиафильтров, но и создали (сначала в установке УЗУ-2-КОР-М) такие нетрадиционные ультразвуковые пьезоэлектрические системы, в которых был реализован режим быстрой (3-10мин.), глубокой и, главное, гарантированной очистки любых даже сильнозасоренных фильтров.
Впервые в мировой практике производства ультразвуковых установок, когда каждая фирма рекламирует свою установку с указанием определенной частоты, мы разработали широкополосные установки, особенностью которых является то, что в них реализуется нелинейный режим кавитации с комбинационными частотами, - с гармониками и субгармониками.
Такое оборудование нами создано на основе принципиально новых решений - как схемотехнических, так и конструктивных.
Что касается новых схемотехнических решений, то в основу были взяты новые прорывные наработки второй половины 90-х годов в мировой электронике по импульсным источникам питания, в которых структура электронного генератора - не автоколебательного типа (каковыми были наши первые установки УЗУ-2-КОР), а с задающим генератором, что позволило ввести в работу приборов много полезных новых функций - плавного запуска, всевозможных защит по току, перенапряжению и перегреву, частотной модуляции, фазовой автоподстройки частоты и др. В результате как минимум на порядок возросла надежность работы наших установок.
Схемо-технические конструкторские решения, разработанные нами при создании установки УЗУ-2-КОР-М и аналогов которым нет, были перенесены и на производство более крупных установок УЗУ-2-КОР и УЗУ-2-КОР-У.
Из Академии наук нами был получен отзыв по поводу проведенных ими
«сравнительных испытаний эффективности работ ультразвуковых преобразователей мембранного типа, производимых ведущими компаниями России, Европы и США. Проведенная работа показала, что эффективность работы преобразователей, разработанных научно-производственным предприятием «КОР» и реализованных в установках «УЗУ-2-КОР-М» и «УЗУ-2-КОР» заметно выше, чем у зарубежных аналогов. Оборудование, производимое фирмой «КОР» может быть рекомендовано к широкому индустриальному применению как в Российской, так и в Европейской промышленности».
Почему наши установки являются наилучшими для очистки авиационных фильтров?
Для иллюстрации этого привeдем следующий пример:
в 1999 году на Внуковском авиаремонтном заводе №400 для очистки авиафильтров были проведены сопоставительные испытания различных ультразвуковых установок – широко известной УЗУ-4-1,6 (разработки ВНИИ ТВЧ, СПб), установки «Кристалл-15» (разработки ОКТБ «Кристалл», г.Йошкар-Ола) и установки СОФ-5 (разработки Темиркеева Р, НИТИ, г.Москва) (см. 1-ю стр. Отчета этого завода:
Объектом испытаний был выбран наиболее трудноочищаемый в авиации авиафильтр (фильтропакет) 8Д2.966.034-4, который часто считается тестовым: по качеству очистки этого фильтра можно судить о возможностях любой установки по очистке любых других авиафильтров.
Так вот, испытатели обнаружили потрясающий факт: использование установок ОКТБ «Кристалл» - даже с разбором авиафильтров – приводило к качественной очистке лишь в 20% случаев (!!!), то есть к 80%-му браку. (см. Таблицу №1)
Таблица №1
№ |
Время заполнения по ПКФ сек.
|
Норма |
Оценка качества промывки |
||
До промывки |
После первой |
После второй |
|||
9210601 |
29 |
30 |
42 |
25 |
не удовлетворит. |
9010298 |
34 |
40 |
- |
25 |
не удовлетворит. |
430193 |
98 |
26 |
- |
25 |
удовлетворит. |
8910273 |
49 |
25 |
- |
25 |
удовлетворит. |
830557 |
29 |
31 |
- |
25 |
не удовлетворит. |
8911068 |
70 |
71 |
83 |
25 |
не удовлетворит. |
8820555 |
100 |
27 |
- |
25 |
не удовлетворит. |
8940663 |
96 |
66 |
68 |
25 |
не удовлетворит. |
9010400 |
33 |
38 |
- |
25 |
не удовлетворит. |
9010234 |
38 |
45 |
55 |
25 |
не удовлетворит. |
(Результаты проверки эффективности промывки 5-ти микронных фильтроэлементов 8Д2.966.034-4 на установке «Кристалл-15» ОКТБ «Кристалл» (г. Йошкар-Ола)
Для сравнения приведем данные по очистке таких же «тестовых» авиафильтров (причем, даже в неразборном состоянии) на нашей установке УЗУ-2-КОР-М (см. Таблицу №2):
Таблица №2
№ |
Время заполнения по ПКФ сек.
|
Оценка качества промывки |
||
До промывки |
После |
Норма |
||
9230527 |
75 |
23 |
25 |
удовлетворит. |
8941106 |
71 |
22 |
25 |
удовлетворит. |
131345 |
66 |
20 |
25 |
удовлетворит. |
7941200 |
49 |
15 |
25 |
удовлетворит. |
9030014 |
51 |
24 |
25 |
удовлетворит. |
8830451 |
53 |
23 |
25 |
удовлетворит. |
9230390 |
67 |
24 |
25 |
удовлетворит. |
8241045 |
34 |
21 |
25 |
удовлетворит. |
891098 |
38 |
20 |
25 |
удовлетворит. |
8810791 |
39 |
25 |
25 |
удовлетворит. |
(Сводная таблица результатов очистки 5-микронных фильтроэлементов 8Д2.966.034-4 на установке УЗУ-2-КОР-М, полученных на технической базе аэродрома «Чкаловский» в в/ч 19712)
То есть, мы видим исключительно качественную очистку на наших установках.
Но это не единственное доказательство рекордности наших установок. Существенен и другой результат вышеуказанных испытаний на 400-м Внуковском авиаремзаводе: не имея под рукой наших установок, испытатели этого завода пришли к выводу, что наилучшей установкой для очистки 5-микронных (и всех остальных существующих) авиафильтров является установка СОФ-5:
«Только очистка на установке СОФ-5 (см. ниже Таблицу №3) позволяет получать качество очистки лучше, чем нормы Инструкции №63, то есть достигается первоначальное, как у нового (в состоянии поставки), время заполнения на ПКФ» (менее 25 секунд, см. Таблицу №3):
Таблица №3
№ |
Время заполнения по ПКФ сек. |
Оценка качества промывки |
||
До промывки |
После |
Норма |
||
0212 |
37 |
14 |
25 |
удовлетворит. |
9010981 |
29 |
9 |
25 |
удовлетворит. |
9110001 |
49 |
16 |
25 |
удовлетворит. |
2831120 |
27 |
15 |
25 |
удовлетворит. |
0840563 |
33 |
25 |
25 |
удовлетворит. |
Начальник ТБ «САМОЛЕТНЫЕ АГРЕГАТЫ» В.С. Тараканов
(Результаты проверки эффективности промывки 5-микронных фильтроэлементов 8Д2.966.034-4 на установке СОФ-5, установленной в ЖАДБ «Жуковский»)
Но, сравнивая тактико-технические характеристики наших установок с ТТХ установок СОФ-5, мы видим, что такие же рекордные результаты получаются и на наших установках УЗУ-2-КОР-М (и на любых других более крупных наших установках УЗУ-2-КОР и УЗУ-2-КОР-У на их основе), а именно: эффективность и время заполнения на ПКФ (менее 25 секунд!), получаются и на наших установках УЗУ-2-КОР-М (см. вышеприведенную Таблицу №2), как и на установке СОФ-5.
Но (!):
- установки СОФ-5 – это магнитострикционные установки, а УЗУ-2-КОР-М – пьезоэлектрические, изготавливать которые намного проще;
- вес СОФ-5 равен 330 кг, а вес УЗУ-2-КОР-М – 15 кг;
- энергопотребление СОФ-5 порядка 5 кВт; а энергопотребление УЗУ-2-КОР-М, - 1 кВт;
- стоимость СОФ-5 - порядка 6 миллионов рублей, а стоимость УЗУ-2-КОР-М на порядок ниже!!!
- установок СОФ-5 изготовлено за все годы 2-3 штуки, а за один месяц мы можем изготавливать более 10 установок УЗУ-2-КОР-М